Малыгина Ольга Владимировна - Эссе
Содержание материала
Воспитатель. Какое простое, даже обыденное слово. Кто он – воспитатель? Какой он? Каким должен быть? Вопрос о том, какие качества необходимы воспитателю, всегда оставался открытым. «Какой воспитатель должен работать в детском саду?», «Какой воспитатель необходим современным детям?». Найти ответы на такие, казалось бы, лёгкие вопросы не так уж и легко. Современный воспитатель – кто он? Профессионал, который на «отлично» знает все методы и приёмы работы с детьми, прекрасно знает и применяет инновационные технологии в своей работе. Или творческая личность, которая через творческий поиск старается найти решение проблем и задач на своём профессиональном пути. Я думаю, что воспитатель объединяет в себе все перечисленные качества. Но прежде всего – это человек: артист, творец, эрудит, профессионал. Это список можно продолжать до бесконечности. И не нельзя какое-то одно качество поставить впереди. Для детей воспитатель – это весь мир. Современные дети очень много времени проводят вне дома, и на педагога ложится большая ответственность не только воспитать ребёнка, научить его чему-либо. Очень важно дать почувствовать маленькому человеку, что он любим, что его поймут, поддержат.
Почему я выбрала профессию педагога? Очень трудно ответить на этот вопрос. Наверное, так сложилась жизнь. После школы, не поступив на исторический факультет университета, передо мной встал вопрос: «А что дальше? Как жить?». В нашей семье не принято было сидеть без работы, и по совету маминой знакомой я пошла работать в детский сад. Так я попала в совершенно особый мир. Не скажу, что я сразу загорелась идеей стать воспитателем. Но жизнь и судьба распорядились по- своему. Проработав няней два года, я поступила в педучилище, а потом в пединститут. Со временем я поняла, что хочу стать педагогом. Вначале было трудно, очень трудно. Ощущение того, что «я ничего не умею и не знаю» выбивали из колеи. Но мне повезло с коллегами по работе. Они очень помогали мне, поддерживали, учили. Я им очень благодарна за это.
В своей работе я стараюсь следовать словам В. И. Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Нельзя научить ребёнка, воспитать его без личного примера. Если ты сам безразличен, то никогда не воспитаешь человека доброго и отзывчивого. Если сам не интересуешься ни чем. То никогда не заинтересуешь маленького человека чем-либо. Это только, кажется, что детей можно обмануть, они очень чутко чувствуют любую неискренность или ложь.
Воспитатель должен быть человеком современным. Время диктует свои правила. Современные дети – это поколение, которое растёт в мире, наполненном огромны количеством самой разно техники: компьютеры, планшеты, смартфоны. Воспитатель должен знать их и уметь с ними обращаться. Меня всегда удивляют дети, их непредсказуемость, умение рассуждать, желание узнавать новое, учиться. Очень часто вопросы, задаваемые детьми, ставят нас, взрослых, в тупик. И что бы не разочаровать своих воспитанников, воспитатель должен быть «ходячей энциклопедией». Современный педагог должен совершенствовать своё мастерство, использовать новейшие достижения педагогики, осваивать инновационные технологии. Сочетать в своей работе умение подготовить развивающую среду, понимать характер взаимодействия с детьми и их родителями, суметь дать совет, поддержать, научить. И не только детей, но и родителей. Ведь не секрет, что наша работа не ограничивается воспитанием детей. Очень часто нам приходится «воспитывать» их родителей. И ещё неизвестно, что труднее.
Свои размышления хотелось бы закончить словами А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его…Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него не видимыми путями, вы их не замечаете». В этих словах заключён один из главных принципов воспитания. Мало сказать, мало научить. Надо стать достойным примером для своих детей.